Civilization 5 - Русское сообщество

По итогам E3: На полях сражений

start_pic Про гексы, отсутствие стеков и некоторые другие изменения в боевой модели мы уже давно знаем. Обратим внимание на другие новости с E3 в военной сфере. Судя по скриншотам, роликам и интервью, которые щедро посыпались на нас с выставки, на полях сражений нас ждёт ещё кое-что интересное…

Но прежде чем обсуждать нововведения, давайте вспомним боевые скриншоты первой и второй волны, а также то, что нам показали на E3. Плюс, посмотрите вот на эти иллюстрации (они тоже взяты с E3):


Морской бой в современную эпоху


А в предыдущих версиях вы часто использовали вертолёты?


Не подскажете, далеко ли до Берлина?


Напомните, а то я что-то запамятовал, кто у нас там бог войны...?


Атакуем пехоту пушками? Конечно, ведь наши пушки стоят на второй линии!

Теперь послушаем, что говорил Джон Шафер о новой боевой системе:

    Наиболее заметным результатом введения новой боевой системы будет то, что войны теперь рассредоточены по территории. Мы хотели снизить упор на завоевание городов и сделать более важным контроль над пространствами. Одинокий холм может стать ключевым фактором в успехе или провале вторжения – такое встречалось и в предыдущих «Цивилизациях», но не так часто, так как «войны стеками» всегда дают преимущество более крупной по численности армии.Чтобы облегчить маневры юнитов на поле боя, их возможности передвижения увеличены. Обычные пехотные соединения могут теперь перемещаться на 2 тайла за ход, а верховые отряды – на 4. Кроме того, юниты могут проходить через уже занятый тайл, если их движение на этом не заканчивается. В совокупности эти изменения делают принцип «один-юнит-на-тайл» очень увлекательным.

    Дистанционные атаки в целом играют важную роль в Civ5. Все военные корабли теперь могут атаковать с дистанции и обстреливать наземные цели. Таким образом, значение военного флота значительно усиливается по сравнению с предыдущими частями серии. Осадные отряды очень важны для взятия городов. Они обладают большим атакующим потенциалом, чем пехотные юниты, способные атаковать с дистанции, такие как лучники и арбалетчики, но осадные юниты должны занять позицию (set up) перед стрельбой.

    Еще одним важным добавлением являются зоны контроля, которые предотвращают свободный проход вражеских отрядов рядом с позициями обороняющихся. В отличие от прошлых игр серии Civilization этот эффект применяется только против юнитов врага. Мы хотели убедиться, что это станет новым элементом военной тактики, а не источником разочарования. В то же время это достаточно гибкий эффект – в некоторых играх эта функция используется, чтобы полностью запретить движение вражеских отрядов, но в Civ5 движение юнитов в зоне контроля соперника просто ограничено одним тайлом в ход.


Это была вводная часть. Теперь про интересное.

Серьёзных новинок три. Дистанционная атака, как оказалось, носит массовый характер, то есть ею обладает довольно большое число юнитов. И, сюрприз, в игру возвращаются генералы. Не те генералы из Четвёрки, которые предпочитают отсиживаться по тылам, а настоящие боевые генералы, наподобие тех, что были в Трёшке. В общем, место генерала теперь на поле боя, а не в городе! И ещё важный тактический момент – во многих случаях отряды теперь смогут выживать после проигранного сражения.

Кроме этого по скриншотам видно, что используется упрощённая модель боевых характеристик, как в Четвёрке. Отдельных показателей атаки и защиты нет, вместо этого юниты обладают одним общим показателем условной силы и некоторыи уникальным набором модификаторов.

Три перечисленных нововведения серьёзно усиливают оперативную и тактическую составляющую игры. И это, заметьте, в придачу к шестиугольникам и отмене стеков, которые и так заставляют нас задуматься: “А стратегия ли это? В науке – да, в культуре – несомненно, а в военной сфере?” Да, теперь рулит оперативное планирование и тактическое мастерство. Если бы ещё ввели атаку/защиту, можно было бы смело называть Цивилизацию варгеймом…

Дистанционная атака

Почему для тактики так важен дистанционный обстрел? Что хорошего в том, что теперь пушки смогут атаковать противника удалённо, как в Civ3? И почему этому виду атаки теперь обучено так много юнитов (и сухопутных и морских)?

Вспомните классический “военный треугольник”. Это как “камень-ножницы-бумага”. Противостояние ходячих, стреляющих и летающих. Нехорошо получается, когда в игре есть какие-нибудь супер-бойцы наголову превосходящие соперников по всем показателям. У каждого юнита должны быть слабые места, ахиллесова пята, которая делает даже очень мощное подразделение при определённых условиях уязвимым.

Например, ходячие юниты в играх как правило самые сильные. В ближнем бою гнут всех в рог и рвут на флаги. Но чем мощнее (сильнее, прочнее) боец, тем медленнее он обычно перемещается. Глупо состязаться с таким бойцом в силе, лучше противопоставить ему ловкость и скорость. В большинстве случаев на ходячих лучше идти со стреляющими. Атаковать издалека, быстро перемещаться, прятаться за естественными препятствиями…

Так может, лучше составить армию только из стреляющих (дистанционно атакующих) отрядов? Ни в коем случае! Стреляющие, как правило не отличаются высокой прочностью и в ближнем бою не смогут составить достойную конкуренцию. Атаковать стрелков обычно удобно летающими юнитами (вертолётами, драконами или что у нас там в нашей игре имеется…) Быстро догнать и навязать ближний бой, в котором стрелки теряют свои преимущества.

Так может будем строить только летающих (дирижабли, фронтовую авиацию и т.п.)? Тоже не годится, так как на каждый летащий юнит найдётся своё противоядие. В фэнтези-стратегиях это обычно ходячие юниты, в реалистичный мирах – разнообразнее.

Примерно так выглядит известный боевой принцип “камень-ножницы-бумага”. Это хороший, интересный механизм. Он позволяет разработчикам сконструировать сбалансированную тактическую модель, а игрокам – разнообразить свои оперативные и тактические заготовки. Но, чтобы этот принцип заработал в полную силу, нам нужно достаточное количество “ходячих”, “летающих” и “стрелающих”. Если “ходячих” – 90%, а остальных по 5% – будет не так интересно. Конечно, можно организовать треугольник только лишь из ходячих (как это и было сделано в предыдущих Цивилизациях – всадник/копейщик/секироносец), но раз уж у нас теперь тактические битвы, лучше классика. Она всегда в моде.


Наши пушки под прикрытием? Тогда смело атакуем!

Так что, поддерживаю. Пусть будет много юнитов с дистанционным обстрелом!

Генералы

Да-а… Теперь уже не удастся собирать стек из сотни всадников… Но какая-нибудь возможность усилить отдельное подразделение должна быть. Может, прокачками, может ещё чем. Если это усиление не противоречит здравому смыслу и не является откровенным читом, то почему бы нет? Нормальный тактический инструмент.

В Civilization 5 таким тактическим инструментом станут генералы. Они, как в Civ3 могут усиливать своим присутствием отдельные отряды. Хотите сконцентрировать силы для прорыва вражеской линии обороны? Используйте генерала! Отправьте его на передовую и он вдохновит бойцов на ратный подвиг.


Так генерал выглядит при ближайшем рассмотрении


А так - на оперативном просторе


Ну что, берём на вооружение? Подмигивание

Возможность отступления

И снова – всё ради тактики. Атакуем ли мы, обороняемся ли – теперь проигранное сражение не обязательно означает гибель нашего отряда. Отряд получает повреждения, но может выжить. Зачем? Чтобы иметь возможность отступить.


А кого считать победителем, к примеру, в Бородинской битве? А по каким критериям?

Но это вовсе не значит, что теперь можно бездумно бросаться в бой (типа, если не справлюсь – убегу). Теперь перед нападением на вражесткий отряд подумайте – а сможете ли вы его догнать, если он переживёт вашу первую атаку и попытается бежать… Окружение – вот наш новый тактический приём. В предыдущих версиях было нечто похожее, можно было закрыть своим юнитом/стеком какой-нибудь узкий проход. Но теперь всё гораздо серьёзнее. Перед каждым сражением придётся задавать себе два вопроса: “Смогу ли я отрезать недобитому противнику путь к бегству? А не попаду ли я сам в окружение на невыгодной местности?” Пожалуй именно этот момент в игре и будет олицетворять для нас оперативное планирование.

Итак, товарищи, любите воевать? Теперь не так важно, насколько вы сильные стратеги. Посмотрим, какие вы тактики!

Штурман
21-Июл-2010

 

Версия для печати Обсудить в форуме