Civilization 5 - Русское сообщество

Аддон Warlords для Civilization 4: больше, чем вы думаете

Готовясь написать эту заметку, я пробежался по игровым ресурсам уже разродившимся обзорами нового аддона. Во многом взгляды авторов расходятся, но в то же время Рождение варлорда 1 между ними есть одна существенная общая черта. Возникает такое ощущение, что никто из них не играл в Warlords и руководствовался разве что официальными пре-релизами и беглым взглядом на интерфейс. Предлагаю вашему вниманию взгляд на аддон, написанный после нескольких прохождений игры.

Что мы привыкли получать, устанавливая на свой компьютер новый аддон к любимой игре? Мультиплеер, редактор карт – все это уже было включено в стартовую версию Civilization 4, которая увидела свет чуть более девяти месяцев назад. Мы ждем мелких изменений в наборе юнитов, зданий, технологий, чудес, наций – которые позволяют взглянуть на игру под несколько другим углом, и обновить ощущения от геймплея. Пожалуй, никто не ожидает получить продукт с кардинально измененным балансом. Не стоит забывать, что это аддон, а не новая игра. Да и к чему эти фундаментальные перемены? Если пользователи играют в Civ 4 уже девять месяцев – она, верно и так хороша.

Но Firaxis отважился на эксперимент. Если в руках вы держите диск с Warlords, будьте готовы получить официальный аддон, масштабы перемен которого превосходят любой другой, будь то Conquests или PTW. Помимо ожидаемых 6 наций, 10 лидеров, 3 трейтов, 3 Великих Чудес, 1 типа Великого человека, n - ного числа юнитов, 6 сценариев – мы так же получаем усовершенствованную систему финансов, существенно усиленную стратегичность игры, безусловную военную перебалансировку, «поумневший» AI, усовершенствованную дипломатию, а значит еще не одну сотню часов удовольствия, проведенную за игрой.

Американские интернет ресурсы, вслед за выходом аддона, запестрили рассуждениями на тему – стоят ли Варлорды 30$ или нет. Мнения разные, в основном конечно ангажированные. Но мы, слава богу, живем в России. А сравнивать новый аддон со ста рублями нет не малейшего смысла.

Нации и трейты

Шесть новых наций в игре: Карфаген, Кельты, Корейцы, Турки, Викинги и Зулусы (каждый традиционно с уникальным юнитом) – это тот необходимый минимум, без которого добрая половина игроков сморщила лицо с вопросом: «А что, новые народы, не добавили что ли?». Вот и добавили, причем добавили не просто 6 рас с новыми раскладами уже существующих трейтов – а приложили и три совсем новеньких характеристики наций. Теперь ваш лидер может быть харизматиком, защитником или империалистом.

Харизматичность лидера дает ему серьезный бонус счастья. +1 довольное лицо в каждом городе сразу и еще +1 за монумент (так теперь называется обелиск). Так что Стоунхедж - лучший друг любого харизматика, а Календарь – злейший враг. Кроме того, юниты таких лидеров требуют на 25% меньше опыта для приобретения очередной прокачки (2,4,8,13,21 и т.д.).

Что умеет великий генерал 2Защитники, второй новый трейт, вряд ли привлечет внимание игроков. Он дает удвоенную скорость строительства стен и замков, а также бесплатные прокачки «Защита» и «Первый удар» всем лучникам и стрелкам. Не слишком «вкусный» бонус. Однако появление в игре AI с этой характеристикой может серьезно изменить представление о раннем конквесте.

Империалисты получают 50% ускорение строительства поселенцев, что неплохо работает в начале игры, а также удвоенную скорость получения Великого генерала. В отличие от остальных им требуется всего 15 единиц боевого опыта – и первый генерал в кармане.

Новые трейты достались не только новым лидерам. Разработчики перетрясли и уже существовавших – так что обсуждения на тему «Кто самый лучший лидер?» пора начинать с новой силой. Ганди, увлекавшийся чтением древнеиндийских вед, стал Философом, передав свое трудолюбие Египетскому лидеру Рамзесу (не зря тот Пирамиды строил). Так что советую пробежаться по Цивилопедии – поможет разобраться кто есть кто.

Здания и чудеса

Появились и новые здания, например: Конюшни, дающие 2 единицы опыта конным юнитам. Но главной и, безусловно, удачной находкой стали уникальные здания для каждой расы. В сочетании со спец юнитом и характеристиками лидера – получаем еще более правдоподобную модель каждой нации. Вот вам русским – НИИ, который даст не плохой научный бонус в космической гонке. «Поехали?». Или Карфагенская гавань – кто на море хозяин? Причем если юниты, сыграв свою роль в одной эпохе, уходят на задний план – здания остаются до конца игры. Правда не у всех с начала.

Три новых Чуда Света. Это вовсе не попытка привлечь внимание игрока новой видео заставкой постройки, а действенное средство повышения стратегичности игры. Стартовая модель Стоун – Оракул – Пирамиды и, если успею, Парфенон, покачнулась. Потому что Вам наверняка захочется построить Храм Артемиды (бесплатный пророк + 100% увеличение торговли) или Великую стену (обносит вас стеной на момент постройки, не пускает внутрь варваров, удваивает опыт, полученный в боях внутри стены). Слишком большие бонусы этих чудес крайне сомнительны – так как Храм Артемиды дает +100% тогровли лишь в городе постройки, что на начальном этапе принесет в вашу казну 2-3 золотых + от приста. Но вот на прирост великих бонус дает неплохой = 2+3. Стена хороша, если вы хотите получить великого генерала несколько раньше вашего соседа, и полезна лишь для конквеста. Третье чудо – Университет Санкор (дает две колбы от каждого здания гос. Религии, строится после изучения Бумаги) – строение вовсе не лишнее, а в сочетании с Минаретом – заставит вас отказаться от свободной религии на долгие века. Кроме того, оно вступает в конкуренцию с великой Библиотекой, так как строится примерно в те же годы.

А что еще?

Но это лишь те изменения, которые лежат на поверхности. Есть и более глубокие и, на мой взгляд, не менее интересные. Наконец то, в игре отказались от округлений монет золота и колб науки! Не будет больше библиотека при 7 базовых колбах приносить 8, а при 8 – 10. А будет давать, соответственно, 8,75 и 10. Все данные округляются до сотых. И можно не переживать, что, упав на 80% по науке, вы лишитесь каких-то бонусов, все посчитано до мелочей. Ситуация с культурой ровно такая же. Жаль, что подобного не сделали с производством…

А вот, что действительно радует, так это прогресс в игре AI, который не сложно заметить даже при игре на принце (тестировал на этой сложности). Интеллект игры компьютерного соперника сделал огромный шаг, по крайней мере, в военной тактике. Когда я завел на поросший джунглями холм своего война с прокачкой на лес, то был неприятно удивлен – ну не стал AI каждого третьего лучника об бейсболиста убивать, а взвесил свои шансы на победу и практически нулевую угрозу от воина, и… просто не стал обращать на него внимания. И рабочие не стали в панике прятаться в городе, а продолжали трудиться на безопасном расстоянии. Перестал AI кидаться на любую нереальную мишень, осторожно обводя армию мимо раскаченного аксмена в лесу. Перестал ходить в атаку одним придурком (это любой слабый юнит компьютера), обреченным на смерть, предпочитая копить армию и атаковать сразу стеком из разных, доступных ему, юнитов. Так что воевать стало и труднее и интереснее. Кроме того, словно сговорившись, решили компы строить стены почти во всех городах, так что ранний конквест – победа в Warlords еще более трудоемкая.

Опыт и великие генералы

Существенно изменена система начисления опыта в игре. Бараки дают теперь 3 опыта, и воин, убив другого воина, может получить те же три очка опыта.Что умеет великий генерал 2 Харизматичные лидеры прокачивают свои войска быстрее. Дополнительный опыт для конных юнитов можно получить в конюшне. Все это позволяет по-новому взглянуть на войну. В сочетании с генералами – игра просто таки подталкивает играть на военную победу. Огромное разнообразие юнитов в начале игры за счет уникальных и дополнительных – ну не как не способствует мирному развитию. Появившееся в ранней эпохе, военное судно Триема позволит развернуть морские сражения практически со старта. Трибушет со 100% атакой города позволяет расширять империю, не взирая на вражеские стены.

Главной новинкой игры стали Великие генералы. Это новый тип великих людей, которых способна породить империя. Боевой опыт является источником полководцев. Как только юниты в боях накопят определенное количество опыта (для нормальной скорости - 30), появится великий генерал. Следует обратить внимание, что учитывается только боевой опыт, и только в сражениях против других цивилизаций. Варвары и животные не в счет. Проверить, сколько опыта уже накоплено, можно в военном советнике.

Великие генералы многофункциональны. Ими можно открыть технологию – не пробовал, можно построить академию (+25% производства юнитов), - тоже не пробовал, можно посадить в город, как инструктора (+2 опыта) – не довелось. А можно слить его с одним из юнитов и получить Варлорда. И, я вас уверяю – это покруче армии в третьей части цивилизации. Создав варлорда – юнит получает 20 дополнительных единиц опыта, а так как к тому времени он уже посражался (иначе откуда варлорд) то это, вероятно, аксмен с 30 очками опыта и, следовательно, 4-5 прокачками. Среди них появились и уникальные варлордовские +25% силы, +50% опыта с дальнейшем, +30% шанс на отступление, + дополнительный ход. Видели когда нибудь аксмена рушащего города на холмах с лучниками и культурой +60%. А я да. И чем дальше вы развиваетесь, тем больше опыта он собирает. И когда он становится морально устаревшим – вы его бесплатно и без потерь опыта преращаете в мейсмена и т.д. Мне пока удалось накопить одним варлордом 65 опыта - но это явно не предел.

Вассал моего вассала – не мой вассал

Интригующая опция дипломатии – Вассалитет. Доступна после изучения феодализма. Достигается двумя способами: А. Военным – серьезное превосходство соперника, захват вассалы 4 части его территорий приводят к тому, что он приползает на коленях с криками «Капитулирую, хозяин». Б. мирным – теплейшие отношения, основанные на общности религии, щедрости в подарках и безотказности приводят к тому, что он приползает на коленях с шепотом «Люблю хозяин». Правда при условии, что вы все равно сильнее, иначе он от большой любви сам предложит хозяйские услуги. Красиво звучит? На деле вассалитет обернулся уродством и издевательством над здравым смыслом.

В нескольких тестовых играх «завассалил» не одну цивилизацию. Правда, только военным путем, мирно не удалось – играл в конквест. Все, что можно получить от вассала, это ресурсы. Технологии AI не дает, только если торговать, а меня он за то, что я его покорил, захватывая его города, ненавидит – ни о какой торговле и речи не идет. Хотел ему вернуть его города – нельзя, а я то их захватывал, что б покорить AI, а не чтоб разоряться. Будучи его хозяином, я получил право указывать ему, что изучать. А смысл? Технологию все равно не продаст. Потребовал с него золота – он покорно отдал, через несколько ходов он посчитал, что золота я не достоин и подсветил строку красным, я даже попросить не могу.

Итого я получил 2 ресурса и открытые границы – взамен увеличив содержание своих городов почти в полтора раза. И вдоволь потешив самолюбие. Такая дипломатия, похоже, нужна только для доминирования, так как учитывается половина его территории и населения. В цивилопедии так же сказано, что при выборах в ООН вассал будет голосовать по моей указке. Военной помощи от него никакой, оно и понятно я его, практически, задавил. Печально.

Полигон радикальных идей

В целом, сценарии в Civilization 4 Warlords занимают не много не мало ключевое место, посмотреть игру стоит уже хотя бы ради них. Эта, безусловно, интересная тема требует отдельного глубокого повествования, так что здесь ограничусь упоминанием некоторыми любопытных моментов.

Шесть сценариев, идущие вместе с аддоном, являются полноценными модами, реализовавшими многие смелые идеи, которые разработчики Civilization 4 пока не решились включить в основу игры. На уровне этих, практически полноценных игр, реализованы такие долгожданные концепты, как религиозные войны (возможность вытеснения одной религии за счет распространения другой) и наем юнитов за золото, тренировка юнитов за золото и передвижные поселения кочевников, возможность приобретать научные знания покоренных наций и многое другое. Возможно, если эти нововведения себя оправдают – мы увидим их в базовой Civilization Add-on 2.

Lance
2-Авг-2006

 

Версия для печати Обсудить в форуме (71 комментариев)