Civilization 5 - Русское сообщество

Этот напиток не хочешь ты! (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)

Лучшая из худших

Если это присказка, значит дело дрянь…

В.С.Высоцкий


«Цивилизация 4». Чем больше я в нее играю, тем больше убеждаюсь, что наши официальные издатели поступили совершенно правильно, отдав эту игру на откуп пиратам. В Интернете (в русском Интернете - прим. CIVru.com) не появилось еще ни одного официального обзора, и, возможно, не появиться. Эту игру ждали, действительно ждали, как чуда, как чего-то совершенно нового и неповторимого. «Маленькое дерево технологий, да ладно, зато какие красивые скриншоты» (Их я еще покажу). Я думаю, многие как и я, бегали по магазинам в поисках долгожданной коробочки. Было ясно, что игра появившаяся в России раньше, чем в Европе, будет с корявым переводом, комп будет тормозить и глючить, но это не могло убить интерес и желание потрогать «живую» Циву руками. И вот она у меня. Картинка не хуже, чем на официальном сайте, оформление в рамочку из «мрамора в трещинках». Вечером, уложив семью спать, я наконец-то сел за своего одноглазого друга. Установил все, что было на диске, запустил с него кряк и надел «уши». Традиционный вступительный ролик меня не впечатлил, звук заметно подтормаживал, да к тому же ролик с диска с «Эволюцией» со взлетающим космическим кораблем был на порядок лучше. Но потом я попал в главное меню. Очень красиво, особенно в движении.

Меню Civilization 4


Изучая вполне русское меню, и вращение звездной сферы над Африкой, я на протяжении примерно пяти проходов Солнца слушал замечательную абсолютно политкорректную африканско-заунывную композицию с близкими любому русскому мужику словами: «М-м-м, бабу ету, ету, лие..»ту тоже. Может быть у них в Америке афроамериканцы и русские на одно лицо? Когда композиция началась в третий раз, мне надоело пересчитывать города в Италии (их там около пятидесяти) и я нажал верхнюю кнопку. Продираясь через настройки и создание мира, я добрался до России и Петра, способности которого мне понравились больше, чем у Екатерины. Пока все было хорошо, только цивилопедию обозвали справкой, ну да что с пиратов возьмешь. И тут начался еще один ролик, напрямую отсылающий нас к первой Цивилизации. Ретро одним словом. Ну вот я и в… игре. Первое, что поразило – ярко, второе – очень ярко и пестро, третье – бедные мои глазоньки…

Интерфейс игры изменился… в сторону, ни в хорошую, ни в плохую, просто в сторону. Больше похоже на стилизацию под WinXP, чем под классический (если считать 3 Циву классикой, хотя по отношению к этой игре, похоже, так и есть). Ставшие уже привычными текстовые списки с небольшими изображениями, заменились на аляповатые иконки, непонятно что изображающими. Кнопки действий юнитов из 3 Цивы, почти не закрывающих карту, превратились в огромные иконки лежащие к тому же на синем поле и перекрывающие нижнюю часть экрана, на котором и так то трудно что-либо разглядеть. Попытка найти нужный масштаб на карте превратилась в нескончаемую пытку с увеличением-уменьшением.

Отсутствие фиксированных масштабов приводило к тому, что при случайном движении мышкой картинка менялась, а когда я тянулся к кнопкам на краю экрана, картинка плыла, приходилось возвращаться в нужное место и начинать все сначала. «Интуитивно понятный» интерфейс загроможден лишними значками, постоянно всплывающими меню, символами юнитов, ожидающих приказа и происходящих событий.

Геймплей


Поневоле вспомнишь третью Цивилизацию с ее двумя экранчиками и тремя кнопками. Интерфейс четвертой Цивы засоряет экран игрового поля именно своим изобилием. Простота и функциональность сменились на яркую аляповатость и замусоренность. Если вспомнить хорошие современные игры, под которые так старательно «косит» 4 Цива, то там стараются как раз минимизировать все «выступающие» детали для лучшего обзора экрана. Ну циводелам они, конечно же, не указ. Масштаб с ее плавающей камерой непривычен для пошаговых стратегий, но и для реалтаймстратегов ее использование в Циве показалось бы «ужасом, летящим на крыльях ночи». Глобальный вид на планету, неплох, хорошо используется для покрывающих его диаграмм распространения культуры, религий и всего остального, хорошая находка – миникарта, расширяющаяся по мере появления информации о территориях. Но все хорошее заканчивается, как только вы спускаетесь под облачный слой. При максимальном приближении вы смотрите на юниты и города с высоты «скворечника на дереве» под углом около тридцати градусов, но при подъеме камера поворачивается на вид «сверху вниз». Юниты начинают выглядеть как шляпы с плечами, или совсем теряются. А при увеличении пропадает ощущение общей картины происходящего. Кто-то куда-то пошел, кто-то куда-то поплыл. Собственно стратегическая глобальность и пропадает. Остаются разрозненные действия отдельных юнитов. Ни в коем случае не приближайте карту на максимум! Такого наглядитесь, еще ночью приснится.

Крабы и Лодка


То два краба как два Сима по-дружески болтают, не хватает только значков с желаниями, то собаки с выменем и без рогов изображают коров, правда мычат редко. Несоблюдение масштабов - для 3д игр стандарт, но допустим в 3 Циве линкор все-таки был больше фрегата. Наложение моделек друг на друга дает очень забавные эффекты, объедините в отряд 4 танка и получите 4-пушечного монстра, если из города торчат две трубы или мачта там стоит корабль. Юниты-гуливеры, им горы по плечо, а дома... ну в общем вам по пояс. Однообразие текстуры местности, простой пример - непроходимые горные пики ВСЕ на одно лицо. Их даже не повернули на четверть оборота когда расставляли по карте. В 3 Циве было 4 или 5 горок, которые в комбинации создавали самые разнообразные картинки.

Танк


Два ствола четыре гусеницы и пропеллер в придачу – стандарт для 4 Цивы, тут еще и не такие монстры встречаются. (Кстати, все скриншоты из 4 Цивы я вытягивал в Фотошопе, без этого такая шопа получалась). Забавно наблюдать, как линкор уходит в берег по вторую башню, или лошадь садиться в танк за командира. Одним словом 3DMax какой-то.

Все смешалось: люди, кони..


Карта сама по себе крайне бедна и пуста, особенно хорошо это видно на глобальном масштабе. Одинаковые горы, одинаковые леса, бедно разбросанные по однообразным равнинам. Юниты переходят из одного места в другое, точно такое же. Как будто на месте стоят. Однообразные текстуры домиков, размытые по текстуре поверхности поля. «Как бы красивая» 3D графика отбивает всякий интерес к игре. При изменении масштаба заметно, что размеры карты меняются быстрее, чем размеры юнитов. Видно, как солдаты медленно вырастают из домов, а танки расползаются вширь, перекрывая дома. Вдоволь налюбовавшись на эти красивости, я решил все же поиграть. К графике, какой бы раздражающей она не была, можно все-таки привыкнуть, пусть этот вчерашний день 3 Варкрафта остается на совести авторов.

Цивилизация начинается с… вешалки

И вешалка эта называется справкой, так как гордого названия «Цивилопедия» это не достойно. И это не проблемы перевода, а плоды стараний цивилопов, ее создавших. Разобраться в ней можно только перерыв всю и вызубрив, где, про что, какую кнопку нажать, какое всплывающее меню посмотреть, а лучше плюнуть и забыть сразу, на что, видимо, и рассчитывалось. Зачем RPG-шнику или RTS-нику, для которых и делалась 4 Цивилизация, цивилопедия, их задача – собрать толпу побольше. Чья толпа круче, тот и победил. А цивиломаны и так должны все помнить по предыдущим сериям, тем более, что кардинальных изменений не так уж много. Развитие технологий упрощено, нет обязательного, как раньше, изучения основных технологий одной эры, необходимого для перехода в следующую. Само понятие перехода в новую эру превратилось в жалкую табличку-ретро из первой цивы «Ну, вот вы и в ренессансе». Оттуда же всплывают сообщения «Вас стало 12 миллионов». Больше все равно посмотреть негде. А я попробовал как прежде, сначала изучить цивилопедию… Можно назначить конечный пункт изучения, например добыть танк, и ваше развитие пойдет «по диагонали», оставляя по сторонам массу неизученного и, возможно, полезного. Действия многих чудес поменялись. Это просто другая игра со старыми идеями. «Колбочки» теперь не теряются, а переходят на следующую технологию. Видимо, чтобы не заморачиваться с отслеживанием последнего хода. Нет ограничений по числу ходов на изучение. Наколдуй денег и через двадцать ходов ты с ядерной бомбой.

Посмотрел и попробовал в игре религию. Приманка для ленивых. Пока вы не на «свободной религии», рассылайте своих миссионеров по всем городам, иногда на город нужно двух миссионеров, чтобы помимо основной там появилась и ваша религия. В городе можно построить столько храмов, сколько конфессий там представлено. Каждый храм приносит счастливое лицо. Забугорный город с «вашей» религией под культурным нажимом может перейти на вашу сторону (у меня японский город перекинулся к моим индусам). А может и не перейти (см. скриншот выше, китайцев в городе 23 % от одного жителя, а они даже не бунтуют). В общем религия это «опиум для народа», наворот без понтов. И не понятно зачем ее ввели. Тем более, что национальных различий она не несет, а христианство даже не разделено на конфессии. Но русские с исламом в качестве гос.религии – это забавно. Объявить джихад кому… Да, ни джихадов, ни крестовых походов, ни религиозных волнений нет и, похоже не предвидиться.

Первый город. По привычке шагнул к реке, но в дальнейшем оказалось, что все равно придется строить акведук, ломаными линиями протянувшийся к ближайшей горе.

Урод - это статуя Свободы


Зеленое чудовище на постаменте – статуя свободы. Юнит-гулливер – индус-гренадер. Зашвыривает гранатами насмерть, если успевает поджечь фитиль. Максимальное увеличение города на карте и есть его внешний вид. Стандартный город из коробков дополняется зданиями чудес и улучшений. И все. Все города на одно лицо. Вот, например, загнивающий Лондон, весь в желтых миазмах, он же основоположник какой-то из религий, благодаря чему там периодически вырастает великий профит.

Супергерой


Тут же свиноферма, и спецздания – маяк, храм, театр, Колизей, монастырь…

Супергерои – тоже для ленивых. Раньше они появлялись в результате великого деяния (победы в бою или открытия новой технологии), а теперь плодятся как кролики. Великий художник, например, рисует Джоконду, что дает городу 6000 культуры на халяву. Сам он при этом исчезает в спецэффектах. Можно зайти в город и посмотреть, когда появиться очередной вундер. Кстати и зайдем.

Экран города вместо привычной еще со второй Цивы изометрии перешел на вид сверху. Занятые квадраты обозначаются белыми кольцами с ресурсами внутри. Может это «приближение к реальности» кому и понравиться, но я, пока снял одного ученого и заставил его выйти на поля, весь уматерился. Опять же вспомнилась CtP, где в виде города на полях мирно ковырялись фигурки крестьян и их можно было снять, переставить… Некоторые улучшения «дают свободных специалистов», то есть, как я понял снимают их с работы в полях и отправляют в спецы. Иначе, откуда в городе с наполовину не занятыми окрестностями три ученых, два артиста и торгаш. Артисты производят не счастье, а культуру, но культура не заменяет счастье. Стройте храмы. Экран города также загроможден избыточной информацией. Похоже все, что раньше было у советников, забито в общие экраны. Города элементарно строятся по схеме культура-здоровье-счастье-оборона-чудо-конец цикла. Надо только отслеживать, где что отстроилось и не особо обращать внимание на рекомендации.

Кнопки советников, а не одна как раньше, вынесены в правый верхний угол. Зачем это сделано – непонятно, потому что толку от них никакого, проапгрейдить юнит или изменить производство в городе вы оттуда не сможете. Реально используется кнопка смены религии – один раз за игру, смены правительства – по мере исследований, и внешних сношений, так как других способов по… общаться с главами других государств у вас не будет. Купить-продать, объявить мир, открыть-закрыть границы – это все там. Напасть можно и так, после «последнего китайского предупреждения» «Вы действительно хотите начать войну?». Да, хочу, хочу! После такой игры уже хочу. Может, полегчает. Анимированные главы других стран – отдельная песня о грустном. В 3 Циве рожи были красивее и менялись при переходе от эры к эре. А теперь – надел галстук и сиди в нем три тысячи лет. Границы я закрыл сразу и навсегда.

И когда он объявил мне шах, обнажил я бицепс ненароком…


Даже снял для верности пиджак.
И мгновеннов зале стало тише,
Он заметил, что я привстаю.
Видно ему стало не до фишек,
И хваленый пресловутый Фишер
Тут же согласился на ничью!

В.С.Высоцкий


«Вы выиграли по времени!» А я и не заметил. Игра пролетела моментально, даже с тормозами. Боевая система не показала себя ни с одной хорошей стороны. Где концентрация войск на границах, где блицкриг с захватом пограничных городов, где армады танков, десятки линкоров, тучи самолетов? Я Русскими на архипелаге выиграл с одним бомбером, двумя транспортами и десятком казаков. Где глобальность? У меня на карте меньше тридцати городов. Казака превратил в вертолет – его рыцари затоптали. Танком наехал на японских лучников (один юнит-отряд), у танка правда здоровья было меньше половины, сожгли напрочь. Один лучник гарантированно сносит танку со здоровьем 28 от 2 до 7 НР, сколько лучников надо, чтобы сжечь танк? Только не говорите 14, не смешите. Обсчет боя производится до боя и виден по линейкам здоровья. Если над вашим кавалеристом линейка здоровья пропала, а над чужим копьеносцем еще есть, дальше можно не смотреть. «Mickey mouse combat system» - исключительно верно подмечено. Стоит отряд из семи рыцарей возле вражеского городка, в городке пять вражин, не высовываются так как силы не равны, но у города оборона 60%. Тяну пушки с соседней клетки к рыцарям и через них на город, курсор меняет цель и город взят, четверо в дамках, троих как корова языком… Я их для этого растил? Войска строятся долго и дорого, их мало (в штуках), но даже того, что есть в этой игре слишком много. Если противник брыкается, его выносят подавляющим большинством. Чья толпа больше, тот и победил. Морские юниты и артиллерия не стреляет по местности и ресурсам. Линкоры и прочие бомбят только оборону города, после сноса которой в нем еще остаются целые юниты и здания, можно конечно подогнать бомбовоз, но зачем если армия и так возьмет городок, подлечится и пойдет дальше. Артиллерия не обстреливает юниты, если только сама не атакует. Хотите увидеть пушку идущую в атаку? Пять уровней опыта, после набора которых опыт больше не набирается. Нет предела совершенству. Из юнитов мне понравилась только шпионка-невидимка (в количестве до шести штук), которая лихо щелкала фотоаппаратом, хотя в той же Эволюции невидимых юнитов могут быть сотни. Стаи диких животных, от которых лихо отмахивались скауты, и варвары основывающие города. Пожалуй никто из юнитов ни привлек больше моего внимания чем-то неординарным. Прошли времена, когда для спокойной жизни требовался континент, пятьдесят рабочих и пара сотен армейских. Злобные соседи-ацтеки решили отобрать у меня пару городов и посвирепствовали на море, уничтожая мои рыбацкие лодки. Я за четыре хода отобрал у них четыре города и война закончилась. Карты (по квадратам) меньше чем в 3 Циве, видимо из-за графики. Игра проще и короче, всего 400 ходов. Нововведений действительно интересных, почти нет, зато старых, перелицованных под «новые требования» масса. Потери играбельности за счет исключения старых «примочек» колоссальны. И самое страшное – потеря глобальности происходящего в глобальной стратегии. Вся цивилизация стремительно пролетела… как фанера над Парижем. Традиционные финальные статистические ролики пахнули таким нафталиновым старьем, что захотелось рот прополоскать. Единственное, на мой взгляд, что может ее спасти, это введение реалтайм-сражений, как в ТоталВарах. Но тогда это будет совсем другая игра, не похожая на первоначальную Цивилизацию, куда нас так старательно отсылают все время, но зато похожая на сотни других игр, не претендуюших на звание «лучших игр всех времен и народов».

Линкор на Мели


Линкор на мели – очень точная характеристика для 4 Цивилизации. Измельчало здесь как-то. Из вредности взялся играть индусами на пангее, с целью добраться до ядерного оружия. Для тех кто еще не знает, индусы строят чудеса быстрее зданий, прямо как наши молдаване. Сэйвы сохраняются в куда угодно, ищи их потом по всему компьютеру, моды требуют перезагрузить игру. Посидел за игрой всего несколько дней и отвратило совсем. Игра для мозгов превратилась в игру для пальцев одной руки и мышечно-кистевого рефлекса. Увидел кнопку - нажал, увидел юнита – послал. Интерес к когда-то великой игре убивается напрочь бездарностью осуществления. Все то хорошее, что еще оставалось в 3 Циве, ушло из четвертой безвозвратно. Играть в нелюбимую игру никто не станет, а создавать для нее, для нелюбимой, суперпупермегамод – зачем, если в нее и так никто не играет? На ag.ru игра получила 91% из 100. Неужели она кому-то настолько понравилась. Единственное, что в ней есть действительно хорошего – это музыка, скриптово привязанная к городам, ресурсам, подоблачному слою и юнитам. И то я ее отключил, чтобы не мешала. Сколько новых цивиломанов привлечет 3D пошаговая стратегия? Я спрашивал своих знакомых, «Пошаговая? Неее…». А сколько цивилофанатов от нее отвернется? Если бы вы жили в Америке, вы купили бы ее за 50 баксов? А теперь, живя в России и зная, что у нее внутри под красивой оберткой? Времена энтузиастов прошли, но как бы хотелось собрать команду умных и опытных программистов, художников, литераторов, дизайнеров и создать ассиметричный ответ. Но пока море идей пропадает почем зря, а деньги гребут старьевщики. Шахматы ждут.

fantakt
14-Ноя-2005

 

Версия для печати Обсудить в форуме (233 комментариев)